Персы

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "персы" от профессионалов для людей. Мы постарались полностью раскрыть тему. Если что-то не понятно, то на все вопросы специалисты готовы ответить в комментариях.

Для стороннего наблюдателя (например, европейца) что персы, что арабы – примерно одно и то же: и те и другие – мусульмане разной степени смуглости, говорящие на непонятном языке. Так ли это в действительности? Разумеется, нет. Между арабами и персами огромная разница – и в языке, и в культуре, и даже (к удивлению многих) в религии. Чем отличаются персы от арабов, и что у них общего? Начнем по порядку.

Как активные участники международных событий первыми проявили себя персы. От первого упоминания в ассирийских хрониках в 836 году до нашей эры до создания независимого персидского государства, а чуть позже – империи Ахеменидов прошло почти 300 лет. Собственно, сугубо национальным персидское государство в античное время не было. Будучи жителями одной из областей Мидийской империи, близкой им по языку и культуре, персы под руководством Кира Великого восстали и произвели смену власти, позже завоевав обширные территории, не входившие в состав Мидии. По оценкам некоторых историков, государство Ахеменидов в период наивысшего расцвета насчитывало 50 миллионов человек – около половины населения Земли в то время.

Арабы, которые изначально жили на северо-востоке Аравийского полуострова, начинают упоминаться в исторических источниках примерно в то же время, что и персы, однако в военной или культурной экспансии они не участвуют. Арабские государства Южной Аравии (Сабейское царство) и Аравии Северной (Пальмира, Набатея и другие) живут в основном за счет торговли. Пальмира, решившая встать в оппозицию к Римской империи, была довольно легко разгромлена гордыми квиритами. Но положение в корне меняется, когда в торговом городе Мекке рождается Мухаммед.

Он создает самую молодую монотеистическую религию, приверженцы которой построили одно из крупнейших государств всех времен – Арабский халифат. Арабы полностью или частично ассимилировали большое количество различных народов, преимущественно таких, которые по уровню общественно-культурного развития находились ниже их. Основой ассимиляции стали новая религия – ислам – и арабский язык. Дело в том, что, согласно мусульманскому учению, священной книгой, Кораном, является только оригинал, написанный на арабском языке, а все переводы считаются лишь его толкованиями. Это заставляло всех мусульман изучать арабский и нередко приводило к потере национальной идентичности (в частности, так случилось с древними ливийцами и сирийцами, которые прежде были отдельными народами; сейчас же их потомки считаются арабскими субэтносами).

Изображение - Персы proxy?url=https%3A%2F%2Fthedifference.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F04%2Fchem-otlichayutsya-persy-ot-arabov-2-475x259

Отличие персов от арабов в том, что в 7 веке нашей эры Персия находилась в упадке, и арабы относительно легко завоевали ее, утвердив ислам. Новая религия наложилась на древнюю богатую культуру, и Персия 8 века нашей эры стала основой для так называемого Золотого века ислама. В этот период активно развивались наука и культура. Позже персы приняли в качестве государственной религии шиизм – одно из направлений ислама, противопоставив себя арабам и туркам – преимущественно суннитам. И на сегодня Иран – преемник древней Персии – остается главным оплотом шиизма.

Изображение - Персы proxy?url=https%3A%2F%2Fthedifference.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F04%2Fchem-otlichayutsya-persy-ot-arabov-3

Сегодня персы, кроме шиизма, исповедуют суннизм и древнюю религию – зороастризм. Зороастрийцем, например, был знаменитый рок-певец Фредди Меркьюри. Арабы, являясь в основном суннитами, частично придерживаются шиизма (часть населения Сирии, большая часть жителей Ирака и Бахрейна). Кроме этого, часть арабов сохранила верность христианству, некогда распространенному на территории, позже завоеванной мусульманами. Из семьи арабов-христиан происходит известная латиноамериканская певица Шакира.

Как это часто бывает в истории, религиозные различия стали следствием политического и военного противостояния разных государств. В религии проще закрепить догмы, четко отграничивающие «нас, своих» от «них, чужих». Так произошло и в случае с Персией: шиизм имеет ряд серьезных богословских отличий от суннизма. Сунниты и шииты сражались друг с другом не менее увлеченно, чем католики с протестантами в современной им Европе: например, в 1501 году Персия приняла шиизм, а уже в 1514 году начинается первая война с суннитской Османской империей, которая распространила свое влияние на большинство арабских территорий.

Что касается языка, то тут у персов и арабов нет ничего общего. Арабский относится к семитской ветви афразийской языковой семьи, и его ближайшим «родственником» является иврит – государственный язык Израиля. Сходство видно даже неспециалисту. Например, широко известное арабское приветствие «салам алейкум» и «шалом алейхем» на иврите явно созвучны и переводятся одинаково – «мир вам».

Говорить о едином персидском языке некорректно, так как, по современным представлениям, это языковая группа, состоящая из четырех родственных языков (впрочем, некоторые лингвисты все же считают их диалектами):

  • фарси, или собственно персидский язык;
  • пушту;
  • дари (вместе с пушту является одним из государственных языков Афганистана);
  • таджикский.

Широко известен следующий факт: во время войны в Афганистане советское командование часто использовало бойцов-таджиков для общения с местными жителями, поскольку их язык почти тождественен таджикскому. Считать ли в данном случае пушту, дари и таджикский отдельными языками или только диалектами – предмет лингвистических споров. Сами носители языков особо по этому поводу не дискутируют, превосходно понимая друг друга.

В концентрированном виде информация о том, в чем разница между персами и арабами, представлена в нижеприведенной таблице. Определение численности персов зависит от того, кого считать персами (это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд).

Всего: около 67 миллионов
Изображение - Персы proxy?url=https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F50%2F22px-Flag_of_Iran.svg

Иран : 47 513 000-50 629 000 [1] [2]
Изображение - Персы proxy?url=https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F50%2F22px-Flag_of_Afghanistan.svg Афганистан : 14 917 696
Изображение - Персы proxy?url=https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F50%2F22px-Flag_of_Tajikistan.svg Таджикистан : 6 094 132 [3]
Изображение - Персы proxy?url=https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F50%2F22px-Flag_of_Uzbekistan.svg Узбекистан : 3 000 000
Изображение - Персы proxy?url=https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F50%2F22px-Flag_of_Iraq.svg Ирак : 455 000 [4]
Изображение - Персы proxy?url=https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F50%2F22px-Flag_of_Qatar.svg Катар : 73 000
Изображение - Персы proxy?url=https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F50%2F22px-Flag_of_France.svg Франция : 3 000
Изображение - Персы proxy?url=https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F50%2F22px-Flag_of_Kuwait.svg Кувейт : 60 000
Изображение - Персы proxy?url=https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F50%2F22px-Flag_of_India.svg Индия : 60 000
Изображение - Персы proxy?url=https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F50%2F22px-Flag_of_the_United_Arab_Emirates.svg ОАЭ : 57 000
Изображение - Персы proxy?url=https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F50%2F22px-Flag_of_Bahrain.svg Бахрейн : 48 000
Изображение - Персы proxy?url=https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F50%2F22px-Flag_of_Israel.svg Израиль : 40 000
Изображение - Персы proxy?url=https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F50%2F22px-Flag_of_Azerbaijan.svg Азербайджан : 1 000
Изображение - Персы proxy?url=https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F50%2F22px-Flag_of_Turkey.svg Турция : 31 000 [5]

Пе́рсы, (перс. فارسی‌زبان ‎ [fɒːrsi-zæbɒːn], перс. ایرانی ‎ [irɒːni], перс. فارس ‎ [fɒːrs], устар. перс. پارس ‎ [pɒːrs]) — иранский народ, этнолингвистическая общность многочисленных региональных групп населения Ирана и некоторых прилегающих стран, для которой родным языком является персидский, представленный разнообразными диалектами. Крупнейшая и ведущая составляющая иранской нации, объединяемая общей оседлой земледельческой и городской культурой.

Читайте так же:  Целительная сила кошек

Этническое имя персов впервые упоминается в 836 г. до н. э. в виде Parsuaš — названия одной из областей южнее озера Урмия в архивах ассирийского царя Салманасара III. С Парсуа воюет в 743 г. до н. э. царь Тиглатпаласар. В 639 г. до н. э. Парсуа и Аншан уже упоминаются как союзники Ассирии против Элама. [6]

Начиная с VII в. этническое имя персов (др.-перс. pārsa- ), одного из союзов ираноязычных племён, заселивших Иранское плато в результате экспансии ариев из Средней Азии [6] , прочно связывается с регионом Аншана на восток от собственно Элама, известного с этих пор как Парса (Персида) — территория современного остана Фарс, колыбель персидской государственности и персидского языка [7] . По всей видимости, уже в древнюю эпоху древнеперсидский язык был также распространён в соседних областях: Мекране и Кермане, население которых (гедрозиев и германиев) Геродот причисляет к персам [8] .

Происхождение этнонима персов неотделимо от подобных названий других индоиранских племён: Паршу в Ригведе (ведич. parśu-), парфяне, пуштуны — от индоиран. *parśṷ(a)- букв. «бокастый», то есть «крепкого телосложения», «богатырь» [9] . Производное от этого названия закономерно отражается в совр. перс. پهلوان ‎ [pæhlævɒːn] «богатырь» ( [10] . Так в Хорасане к V—VI вв. он вытеснил парфянский язык [11] . Эта экспансия послужила основой формирования новой персоязычной общности, охватывающей не отдельный регион Сасанидской империи, а все основные области Ирана.

После арабского завоевания Ирана (VII в.), несмотря на период господства в официальной и религиозной сфере арабского языка, персизация ираноязычных областей Большого Ирана и распространение в них разговорных персидских диалектов только усилились. В областях Тохаристана, Кабула и Мавераннахра персидский язык, принесённый обращёнными в ислам хорасанцами, участвовавшими в арабском завоевании этих областей, стал одним из средств и символов исламизации. Персизация и исламизация этих регионов стала основой формирования современной таджикской общности [12] .

Классический новоперсидский язык (فارسی fārsī, دری darī), господствовавший на протяжении тысячелетия во всех неарабских областях исламского мира, сформировался в IX—X вв. на территории Хорасана и Мавераннахра и распространился в дальнейшем в Западном Иране, вытесняя местные диалекты, в том числе в самом Фарсе [13] .

В мусульманском Иране этноним «персы», «персидский» (پارس pārs и арабизированная форма فارس fārs) фактически не использовался как самоназвание персов-мусульман. Основными его значениями были:

  1. «Зороастрийцы» как непосредственные наследники сасанидских персов. Например, суфийский автор Али ибн Усман аль-Джуллаби Аль-Худжвири, персоязычный уроженец Газны (X — нач. XI вв.), пишет, что «персы называют комментарий на свою Книгу „Зенд у Пазенд“», имея в виду под «персами» зороастрийцев [14] .
  2. Этническое происхождение населения Ирана, уходящее корнями в эпоху Сасанидов. При этом широкое распространение персоязычия уже в Сасанидском Иране приводило к смешению понятий «персидский» и «иранский». Мусульманские авторы называют «персами» по происхождению носителей разных иранских языков: хорезмийского[15] , табари (старомазендеранского) и азери. Известный персидский историк Масуди пишет:

Персы — это народ, населяющий горы Махат и Азербайджан вплоть до Армении и Аррана, Байлекан и Дербент, Рей и Табаристан, Маскат и Шабаран, Джурджан и Абаршахр, то есть Нишапур, Герат и Мерв и другие области в земле Хорасана, Седжистан, Керман, Фарс и Ахваз… Все эти земли были когда-то единым царством с одним царём и одним языком.. хотя язык немного отличается… Существуют различные языки, такие как пехлеви, дари, азери и другие персидские языки [16] .

Распространённым наименованием персоязычных жителей Ирана после мусульманского завоевания стало арабское слово عجم [ʕadʒam] «бормочущий», «варвар», широко используемое и как самоназвание в персидской литературе, прежде всего в западных областях, где было особенно актуальным противопоставление عرب [ʕarab] «говорящий ясно», «араб» — عجم [ʕadʒam] «варвар», «иранец».

Изображение - Персы proxy?url=https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F50%2F200px-%25D0%2596%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C_%25D0%2598%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0_%2528%25D0%2598%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2586%2529

Изображение - Персы proxy?url=https%3A%2F%2Fdic.academic.ru%2Fpictures%2Fwiki%2Ffiles%2F50%2F200px-Portrait_of_a_Persian_lady_in_Iran%252C_10-08-2006

До 1935 г. на Западе Иран назывался «Персией», однако в самом Иране это название фактически было неизвестно, и его эквивалент «Фарс» означал лишь одну из областей страны. Население Ирана, основную часть которого составляли персоязычные, называло чаще всего себя по названию областей (خراسانی «хорасанец», اصفاهانی «исфаханец» и т. д.). С началом правления династии Пехлеви (1925 г.) благодаря популяризации древнего имени страны «Иран» этноним ایرانی [irɒːni] (разг. ایرونی [iruni]) «иранец» стал основным национальным самоопределением персоязычных иранцев, хотя он не может дифференцировать их от других ираноязычных и неираноязычных народов Ирана. Если необходимо данное уточнение, обычно используют термин فارسی‌زبان [fɒːrsi-zæbɒːn] «персоязычный», подразумевая, что персидский язык, которым владеют более 90 % населения Ирана, является родным, в отличие от тех, для кого этот язык второй и кто дома разговаривает на другом иранском или неиранском языке. Учитывая широкие ассимиляционные процессы в Иране, следует выделить также третью промежуточную группу: лица, для которых персидский язык стал первым и родным, но которые помнят о своих «неперсидских» корнях или продолжают относить себя к другому этносу (азербайджанцы, арабы, мазендеранцы и т. д.).

Этноним فارس [fɒːrs] или پارس [pɒːrs] употребляется также редко, как и в классическую новоперсидскую эпоху.

Составляя чуть более половины (51 %) [18] численности населения Ирана (более 35 млн.чел.), персы проживают по всей территории страны, однако большинство из них сосредоточено в центральных, южных и восточных областях. Традиционные области расселения персов представляют собой земледельческие искусственно орошаемые оазисы вдоль постоянных рек или в предгорьях, где выходят на поверхность кяризы. С началом активной урбанизации стремительно разрастаются персоязычные города, многие из которых превратились в промышленные города-миллионники (Тегеран, Мешхед, Кередж, Исфахан, Шираз, Кум).

Фарсы (самоназв. — ирани, мн. число ираниан), — нация, составляющая ок. половины населения Ирана (по данным 1-й всеобщей переписи населения страны в кон. 1956, П. — ок. 9 млн. ч., по оценке на 1963 — 10,5 млн. ч.). Говорят на персидском (фарси) языке, входящем в зап. ветвь иранской группы индоевроп. семьи и являющемся гос. языком Ирана. Населяют гл. обр. Центр. (к Ю. от Эльбурсских гор) и Вост. Иран. Антропологически П. принадлежат к южной ветви большой европеоидной расы. По религии — мусульмане шиитского толка. Ислам распространился в 7 в., после завоевания страны арабами. До этого П. исповедовали зороастризм, к-рый сохранился в несколько измененном виде у гебров. Начало проникновения иранских племен на терр. Ирана предположительно относится к рубежу 2-го и 1-го тыс. до н.э. (по мнению одних ученых, из Ср. Азии, по мнению других — из Закавказья). Персидские племена господствовали в Ахеменидов государстве. В дальнейшем формировании П. участвовали также араб., тюрк. и монг. племена. В кон. 19 в. началось формирование П. в нацию, к-рое продолжается и в наст. время; идет процесс ассимиляции персами др. народностей Ирана, в первую очередь говорящих на языках иранской группы.

Читайте так же:  Феликс — корм для кошек

Большинство П. — сел. жители, осн. занятия к-рых — земледелие (в значит. степени осн. на искусств. орошении и примитивной с.-х. технике), садоводство и овощеводство, скотоводство. Развиты ковроделие, ручное ткачество, гончарное дело и др. П. составляют значит. часть гор. населения: это ремесленники, торговцы, служащие и др. Из П. состоит значит. часть рабочих страны — нефтяников, текстильщиков, железнодорожников и др. В семейных отношениях П. до сих пор сильны традиции мусульм. права. Только в 1963 женщины получили избират. права, но до сих пор остается фактич. неравноправие женщин в обществ. и семейной жизни, в работе, зарплате, образовании, праве наследования, браке и разводе.

Устное народное творчество П., их театр, поэзия, лит-ра и др. стороны ср.-век. и совр. культуры весьма богаты. См. также ст. Иран.

Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957; Богданов Л. Ф., Персия в географическом, религиозном, бытовом, торг.-пром. и административном отношениях, СПБ, 1909; Кисляков Н. A., Персы (Этнографический очерк), “СЭ”, 1953, No 3; Смирнов К., Персы. Этнографический очерк Персии, Тифлис, 1917; Masse H., Croyances et coutumes persanes, P., 1938; Ross E., The Persians, Oxf., 1931; Wilson S. G., Persian lite and customs, Edin., 1896.

Изображение - Персы proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.etnosy.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fbookshelf%2Fpers

Персы, фарсы – индоевропейская нация, населявшая и населяющая Иран. Впервые упоминаются в ассирийских надписях IX в. до Р.Х. в обларти Парсуа. В IX-VIII вв. переместились на юг и расположились на юго-западе и юге Ирана..В конце VIII в. до Р.Х. составляли племенной союз, возглавляемый вождями из рода Ахеменидов. Его территории находились под контролем Элама, а затем Мидии. В VI в. создали могущественную Персидскую державу.

ПЕРСЫ, Фарси — народ в Иране. Самоназвание — Ирани. Общее число в мире около 81 миллионов человек. Этноним персы очень часто встречается во всех трудах Гумилёва . Историк пишет: «Персы и авары зажали Византийскую империю в клещи. Однако император Ираклий, подобно своему восточному союзнику Ли Шиминю, оказался незаурядным политиком и полководцем. Его эмиссары сумели возбудить среди кутургуров недовольство аварским господством, а коль скоро авары об этом узнали, они согласились за деньги снять осаду с Константинополя и в 620 году отступили за Дунай. Это позволило Ираклию оставить спасенную им столицу и выехать к малоазиатской армии, которую он повел против Персов» («Древние Тюрки», 202).

Изображение - Персы proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.etnosy.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fbookshelf%2Fpers1926

ПЕРСЫ, фарсы (самоназв. – ирани, мн. число ираниан), – нация, составляющая около половины населения Ирана (по данным 1-й всеобщей переписи населения страны в конце 1956 года, персы – около 9 млн. человек, по оценке на 1963 года – 10,5 млн. человек). Говорят на персидском (фарси) языке, входящем в западную ветвь иранской группы индоевропейской семьи и являющемся государственным языком Ирана.

ИРАНЦЫ – официальное название населения Ирана, объединяющее различные по языку и происхождению народы. Иранцы – персы в смысле особой этнической общности – составляют около половины населения Ирана и являются нацией, господствующей в стране. Правящие круги Ирана причисляют к числу иранцев также и все населяющие Иран отличные от персов народы, исповедующие ислам, и признают национальным меньшинствами только народности, исповедующие другие религии (армян, ассирийцев, евреев и др.).

Изображение - Персы proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.etnosy.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fbookshelf%2Fpersidzhen_1926

Персы (иранцы) — древний народ, создавший великую цивилизацию на Иранском нагорье в VI в. до P. X. После 300 лет процветания и завоеваний держава династии Ахеменидов со столицей в Персеполе простиралась от Индии до Эгейского моря, но к 330 г. до P. X. пала под ударами армии Александра Македонского.

Интересный вопрос – а как выглядели персы времен Ахеменидов, создавшие огромную империю от берегов Инда и Сырдарьи до Нила и Дуная?

Поскольку известно, что сами персы называли себя “арийцами”, многие делают простой и, казалось бы, логичный вывод о том, что древние персы имели вполне “нордическую” внешность. И заносят их в список примеров того, как лишь благодаря “нордическим людям” создаются великие культуры и государства.

Расовый идеолог нацистов Ганс Гюнтер так прямо и заявлял в книге “Нордическая раса среди индоевропейцев Азии и вопрос о прародине и расовом происхождении индоевропейцев” (Мюнхен, 1934 год):

“Культура древних персов – особенно хороший пример происхождения народа и его веры из духа нордической расы”.

“Во времена походов Александра Македонского ядро персов было преимущественно нордическим”.

Источник: Гюнтер Ганс Ф. К. Нордическая раса среди индоевропейцев Азии и вопрос о прародине и расовом происхождении индоевропейцев // Гюнтер Ганс Ф. К. Избранные работы по расологии. М.: Белые Альвы, 2005.

Находит ли это подтверждение в изобразительном искусстве того времени?

Сохранились цветные изразцы, украшавшие стены дворца персидского царя Дария I (VI век до н.э.) в городе Сузы, на которых изображены воины персидской родовой гвардии. Много очень качественных фото этих израцов выложено на историческом сайте Livius.org:

Вот лица крупным планом:

Ничего нордического, как видим, у персов (причем знатных персов) времен Ахеменидов нет – темная кожа, черные вьющиеся волосы, черные глаза. У разных фигур (всего на снимках их 8) у одних борода чернее, у других посветлее, но общий тип неизменен (хотя у одного из гвардейцев глаза голубые, но волосы черные и кожа темная). Тот же идеал красоты отображен на фигурах божественных крылатых львов:

Читайте так же:  Вьетнамские вислобрюхие поросята особенности разведения и ухода, фото

Головы божественных львов аналогичны по прическе облику персидских царей на каменных (нераскрашенных) барельефах Персеполя и Суз. Вот изображение Ксеркса:

Нетрудно догадаться, какого цвета волосы подразумевались у персидского царя.

А персы в греческом искусстве? Вспомним знаменитую “Мозаику Александра” в Помпеях. Эта огромная мозаика на полу одного из богатых домов города была выполнена в I веке до н.э. по образцу не дошедшей до нас картины греческого художника Филоксена (около 317 года до н.э.), изображавшей битву Александра Македонского с Дарием при Иссе в 333 году до н.э. с описаний ее живых участников.

Вот мозаика целиком:

А вот – лицо персидского царя Дария крупным планом

Тоже – черные волосы, смуглая кожа (светлее, правда, чем на изразцах из Суз), черные глаза, вполне восточное лицо. Ничего даже близко “нордического”.

Стоит признать, что тип персов времен Ахеменидов мало отличался от несколько более позднего, описанного в IV веке н.э. воевавшим с ними римлянином Аммианом Марцеллином:

“. они тонкого склада, с черноватой или бледно-желтого цвета кожей, взор у них козлоподобный, брови полукруглые и сросшиеся, бороды довольно благообразны, а волосы на голове длинные”.

Источник: Аммиан Марцеллин. Римская история / Перевод с латинского Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. СПб.: Алетейя, 1996. С. 300.

Интересно, что такое же описание давали современным им персам и энциклопедисты уже XIX века:

“. они изящны и стройны, отличаются благородной осанкой и широкой грудью; у большинства из них черты лица правильные, овал лица окаймлен черными вьющимися волосами. Глаза почти всегда черные за исключением разве жителей Фарсистана, большие и глубоко прорезанные; брови дугообразные, иногда сходятся вместе над переносьем. подбородок редко бывает слишком широким, у мужчин прячется под густой, шелковистой и волнистой бородой”.

Источник: Реклю Элизе. Земля и люди. Всеобщая география: 12 т. в 10 кн. Кн. 5. Т. IX: Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / Перевод под редакцией С. П. Зыкова. СПб.: Общественная польза, 1899. Стлб. 190.

Здесь тоже отмечен реликт голубых глаз у фарсистанцев, но в целом тип описан почти дословно тот же, что говорит о постоянстве расового типа персов на протяжении многих тысяч лет.

Вывод: сохранившиеся памятники изобразительного искусства (прежде всего самих древних персов) не только не подтверждают их принадлежности к “нордическому” расовому типу, но и совершенно опровергают этот априорный тезис. Их принадлежность к “арийцам” означала принадлежность лишь к индоевропейской языковой группе.

персов, ед. перс, перса, м. Народ. составляющий основное население Ирана (по прежнему названию – Персии).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-ов, ед. перс, -а, м. и (устар.) персиянин, -а, м. Прежнее название иранцев; сейчас – название нации фарсов, составляющей около половины населения Ирана.

прил. персидский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Народ, составляющий основное население Ирана (прежде называвшегося Персией).

Представители этого народа.

ПЕРСЫ (фарси, самоназвание – ирани) народ в Иране (ок. 21,3 млн. человек). Общая численность св. 21,9 млн. человек (1987). Язык персидский. Верующие – мусульмане-шииты.

Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957 (лит. с. 556≈57).

Пе́рсы, ( [fɒːrsi-zæbɒːn], [irɒːni], [fɒːrs], устар. [pɒːrs]) — иранский народ , основное население Ирана (по разным оценкам от 40 % до 60 %), этнолингвистическая общность многочисленных региональных групп населения Ирана , Таджикистана и Афганистана для которой родным языком является фарси , представленный разнообразными диалектами . Крупнейшая и ведущая составляющая иранской нации , объединяемая общей оседлой земледельческой и городской культурой.

«Пе́рсы» — трагедия древнегреческого драматурга Эсхила , представленная в 472 г. до н. э. ( хорегом был восемнадцатилетний Перикл). Она входила в тетралогию, включавшую также утраченные трагедии «Финей» и «Главк» и сатировскую драму «Прометей-огневозжигатель». Эти произведения не были объединены общим сюжетом, что для Эсхила было редким случаем.

Это единственная трагедия Эсхила и одна из всего трёх известных нам греческих трагедий, где в основе лежит не мифологический, а исторический сюжет — разгромное поражение персидского царя Ксеркса I в морском сражении при Саламине с греческим флотом. Возможным участником этого сражения был и сам Эсхил. Кроме того, он определенно участвовал и в других эпизодах греко-персидских войн .

Действие происходит в Сузах , персидской столице.

Пе́рсы:

  • термином персы называли жителей всех территорий и исторических образований, именуемых «Персия» (см. Персия ) в том числе, см. Древние персы
  • в более строгом смысле, этнонимперсы применяется к носителям персидского языка для отличия их от других жителей Ирана, часть из которых также говорит на языках иранской группы ( курды , белуджи и т. д.) , а также к носителям персидского языка , издавна проживающих за пределами современного Ирана (см. Большой Иран ).
  • ”’ «Персы» — трагедия древнегреческого драматурга Эсхила .
  • сокращенное название породы кошек ( Персидская ), применяемое в быту

Египтяне были окончательно завоеваны персами после того, как персы утвердились в Вавилоне.

Племена ариев, которые больше интересовались войной, чем религиозными культами, и в особенности скифы, мидийцы и персы уже давно наседали на северные и северо-восточные границы Ассирийской державы.

Скифы, мидяне и персы напирали на ее северные границы, никак не удавалось усмирить Вавилон.

Когда позднее персы начали подчинять себе греческие города Малой Азии, они ставили там проперсидских тиранов из местной знати.

Мы видим, как персы в отчаянии сгрудились вокруг своего повелителя на берегу бурного течения.

Преимущество греков в узком проходе Фермопил было в том, что персы не могли использовать здесь ни свою конницу, ни колесницы.

Опасаясь греков, персы вытащили свои корабли на берег и обнесли их стеной.

Читайте так же:  Инструкция по использованию квадриката для кошек

Если бы персы избегали сражений и пытались, насколько возможно, растянуть его коммуникации, они, возможно, смогли бы его разгромить.

Это снова было огромное сборище разнородных отрядов, и главную ставку персы опять делали на использование своего устаревшего оружия — боевых колесниц.

Только два народа в этот период не поддались этой тенденции: иудеи, которые уже имели свою веру в единого Бога Небес и Земли — Яхве, и персы, у которых был монотеистический культ Солнца.

На третий день арабы получили подкрепление, а к вечеру персы предприняли попытку завершить сражение, направив на ряды арабов своих боевых слонов.

Истинный Крест, который увозили персы с десяток лет назад и который восстановил на прежнем месте Ираклий, снова оказался вне власти христиан.

Теперь тюрки и персы становились эмирами наравне с арабами, и армия была реорганизована по Сасанидскому образцу.

Но персы, обладавшие эллинистической ученостью, были не единственными учителями, с которыми общались арабы.

В зависимости от того, на чьей стороне было преимущество в войне Германии и ее противников, персы, которых совершенно не волновали эти европейские проблемы, заискивали перед британцами или нападали на них.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: persyi
Задом наперед читается как: ысреп
Персы состоит из 5 букв

Изображение - Персы proxy?url=http%3A%2F%2Ftravel-in-time.org%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2FDrevnyaya-Persiya

Содержание:

В середине VI века до н. е. на историческую арену вышло дотоле малоизвестное племя – персы, которым волей судьбы вскоре удалось создать величайшую на то время империю, могучее государство, простиравшееся от Египта и Ливии до границ Индии. В своих завоеваниях персы были активными и ненасытными, и лишь мужеству да отваге древних греков во время греко-персидских войн удалось остановить их дальнейшую экспансию в Европу. Но кем были древние персы, какова их история, культура? Обо всем этом читайте далее в нашей статье.

Но сперва ответим на вопрос, где находится древняя Персия, точнее, где находилась. Территория Персии в момент ее высочайшего расцвета простиралась от границ Индии на Востоке до современной Ливии в Северной Африке и части материковой Греции на Западе (тех земель, которым персам удалось не недолгое время завоевать у греков).

Изображение - Персы proxy?url=http%3A%2F%2Ftravel-in-time.org%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2FKarta-Persii

Так выглядит древняя Персия на карте.

Происхождение персов связывают с воинственными кочевыми племенами ариев, часть которых поселилась на территории современного государства Иран (само слово «Иран» происходит от древнего названия «Ариана», что значит «страна ариев»). Оказавшись на плодородных землях иранского нагорья, они перешли от кочевого образа жизни к оседлому, тем не менее, сохранив и свои воинские традиции кочевников, и простоту нравов свойственную многим кочевым племенам.

История древней Персии как великой державы прошлого начинается в середине VI века до н. е. когда под предводительством талантливого вождя (впоследствии персидского царя) Кира II персы сперва полностью завоевали Мидию, одно из больших государств тогдашнего Востока. А затем начали уже угрожать и самому Вавилону, бывшему на то время величайшей державой древности.

И вот уже в 539 году близ города Описа, что на реке Тибр, состоялось решительное сражение между армиями персов и вавилонян, закончившееся блестящей победой персов, вавилоняне оказались полностью разгромленными, а сам Вавилон, величайший город древности на долгие века входит в состав новообразованной персидской империи. Всего за какой-то десяток лет персы из захудалого племени превратились поистине во властителей Востока.

Такому сокрушительному успеху персов по сообщению греческого историка Геродота способствовали, прежде всего, простота и скромность последних. И разумеется железная воинская дисциплина в их войсках. Даже добыв огромные богатства и власть над многими другими племенами и народами, персы продолжали более всего почитать именно эти добродетели, простоту и скромность. Интересно, что при коронации персидских царей, будущий царь должен был облачиться в одежды простого человека и съесть пригоршню сушеных фиг, да выпить стакан кислого молока – еду простолюдинов, что как бы символизировало его связь с народом.

Изображение - Персы proxy?url=http%3A%2F%2Ftravel-in-time.org%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fpersidskiy-tsar

Но вернемся к истории персидской империи, приемники Кира II, персидские цари Камбис и Дарий продолжили активную завоевательную политику. Так при Камбисе персы вторглись в древний Египет, переживавший к тому времени политический кризис. Победив египтян, персы превратили эту колыбель древней цивилизации, Египет в одну из своих сатрапий (провинций).

Царь Дарий активно укреплял границы персидского государства, как на Востоке, так и на Западе, при его правлении древняя Персия достигла вершины своего могущества, под ее властью находился практически весь тогдашний цивилизованный мир. За исключением древней Греции на Западе, которая никак не давала покоя воинственным персидским царям, и вскоре персы при правлении царя Ксеркса, наследника Дария, попытались покорить этих своенравных и свободолюбивых греков, но не тут-то было.

Несмотря на численное превосходство, военная удача впервые изменила персам. В целом ряде битв они потерпели ряд сокрушительных поражений от греков, тем не менее, на каком-то этапе им удалось завоевать ряд греческих территорий и даже разграбить Афины, но все равно греко-персидские войны завершились сокрушительным поражением персидской империи.

С этого момента некогда великая страна вступила в период упадка, выросшие в роскоши персидские цари все больше забывали прежние добродетели скромности и простоты, которая так ценилась их предками. Многие завоеванные страны и народы только и ждали момента, чтобы восстать против ненавистных персов, своих поработителей и завоевателей. И такой момент настал – Александр Македонский во главе объединенного греческого войска уже сам напал на Персию.

Изображение - Персы proxy?url=http%3A%2F%2Ftravel-in-time.org%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fgreko-persidskie-voynyi

Казалось, что персидские войска сотрут этого заносчивого грека (точнее даже не совсем грека — македонца) в порошок, но все оказалось совсем иначе, персы опять терпят сокрушительные поражение, одно за другим, сплоченная греческая фаланга, этот танк античности, раз за разом сокрушает превосходящие персидские силы. Некогда покоренные персами народы, видя, что происходит, также восстают против своих властителей, египтяне и вовсе встречают армию Александра как освободителей от ненавистных персов. Персия оказалась подлинным колосом на глиняных ногах, грозная с виду, она была сокрушена благодаря военному и политическому гению одного македонца.

Читайте так же:  В крыму поймали тропических рыбок

Завоевания Александра Македонского оказались катастрофой для персов, которым на смену надменной власти над другими народами, пришлось униженно подчиниться давним врагам – грекам. Лишь во II веке до н. е. племенам парфян удалось изгнать греков из Малой Азии, хотя сами парфяне много всего переняли у греков. И вот в 226 году уже нашей еры некто владетель Парса с древним персидским именем Ардашир (Артаксеркс) поднял восстание против правящей парфянской династии. Восстание оказалось успешным и завершилось восстановлением персидской державы, государства Сасанидов, которое историки называют «второй персидской империей» или же «Сасанидским возрождением».

Сасанидские правители стремились возродить былое величие древней Персии, которая на тот момент стала уже полулегендарной державой. И именно при них наступил новый расцвет иранской, персидской культуры, которая повсеместно вытесняет культуру греческую. Активно строятся храмы, новые дворцы в персидском стиле, ведутся войны с соседями, но уже не так успешно как в былые времена. Территория нового Сасанидского государства в разы меньше размеров былой Персии, она находится лишь на месте современного Ирана, собственно прародины персов и также охватывает часть территории современного Ирака, Азербайджана и Армении. Просуществовало Сасанидское государство более четырех веков, пока истощенное непрерывными войнами не было окончательно завоевано арабами, несшими знамя новой религии – Ислама.

Культура древней Персии наиболее заметна их системой государственного управления, которой восхищались даже древние греки. По их мнению, такая форма управления была вершиной монархического правления. Персидское государство было разделено на так званые сатрапии, во главе которых стоял собственно сатрап, что значит – «блюститель порядка». Фактически сатрап был местным генерал-губернатором, в широкие обязанности которого входило и поддержание порядка на вверенных ему территориях, и сбор налогов, и осуществление правосудия, и командование местными военными гарнизонами.

Еще одним важным достижением персидской цивилизации были прекрасные дороги, описанные Геродотом и Ксенофонтом. Самой знаменитой была царская дорога, идущая от Эфеса в Малой Азии до города Сузы на Востоке.

Отлично в древней Персии функционировала и почта, чему также немало способствовали хорошие дороги. Также в древней Персии была очень развита торговля, на всей территории государства функционировала продуманная налоговая система, схожая с современной, при которой часть податей и налогов шли в условные местные бюджеты, часть же отправлялась к центральной власти. Персидские цари имели монопольное право на чеканку золотых монет, в то время как их сатрапы могли тоже чеканить свои монеты, но только серебряные или медные. «Местные деньги» сатрапов ходили только на определенной территории, в то время как золотые монеты персидских царей были универсальным платежным средством по всей персидской империи и даже за ее пределами.

Изображение - Персы proxy?url=http%3A%2F%2Ftravel-in-time.org%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2Fmonetyi-Persii

Письменность в древней Персии имела активное развитие, так существовало несколько ее видов: от пиктограмм, до алфавита, изобретенного в свое время финикийцами. Официальным же языком персидского царства был арамейский, идущий от древних ассирийцев.

Искусство древней Персии представлено тамошней скульптурой и архитектурой. Например, до наших дней сохранились искусно вырезанные в камне барельефы персидских царей.

Изображение - Персы proxy?url=http%3A%2F%2Ftravel-in-time.org%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2FIskusstvo-Persii

Персидские дворцы и храмы славились своим роскошным убранством.

Изображение - Персы proxy?url=http%3A%2F%2Ftravel-in-time.org%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2FPersidskiy-hram

Тут изображение персидского мастера.

Изображение - Персы proxy?url=http%3A%2F%2Ftravel-in-time.org%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2FIzobrazhenie-persidskogo-mastera

Другие формы древнеперсидского искусства до нас, к сожалению, не дошли.

Религия древней Персии представлена очень интересным религиозным учением – Зороастризмом, названым так благодаря основателю этой религии, мудрецу, пророку (и возможно магу) Зороастру (он же Заратуштра). В основе учения Зороастризма лежит извечное противостояние добра и зла, где доброе начало представлено богом Ахурой-Маздой. Мудрость и откровение Заратуштры представлены в священной книге Зороастризма – Зенд-Авесте. По сути у этой религии древних персов очень много общего с другими монотеистическими более поздними религиями, таким как христианство и ислам:

  • Вера в единого Бога, который у персов был представлен собственно Ахурой-Маздой. Антипод Бога, Дьявол, Сатана в христианской традиции в Зороастризме представлен демоном Друджом, олицетворяющим собой зло, ложь, разрушение.
  • Наличие священного писания, Зенд-Авеста у персов-зоорастрийцев, как Коран у мусульман и Библия у христиан.
  • Наличие пророка, Зороастар-Заратуштры, через которого передается божественная мудрость.
  • Морально-этическая составляющая учения, так Зороастризм проповедует (впрочем, как и другие религии) отречение от насилия, воровства, убийств. За неправедный и греховный путь в последующем согласно Заратустре человек после смерти окажется в аду, в то время как человек, совершающий благие деяния после смерти будет пребывать в раю.

Изображение - Персы proxy?url=http%3A%2F%2Ftravel-in-time.org%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2FZoroastriyskiy-hram

Одним словом, как видим, древнеперсидская религия Зороастризма разительно отличается от языческих религий многих других народов, и по своему характеру очень схожа с поздними общемировыми религиями христианством и исламом, и к слову она существует и поныне. После падения Сасанидского государства наступил окончательный крах персидской культуры и в особенности религии, так как завоеватели арабы несли с собой знамя Ислама. Многие персы также в это время приняли ислам и ассимилировались с арабами. Но была часть персов, которая желала остаться верной своей древней религии Зороастризму, спасаясь от религиозных гонений мусульман, они бежали в Индию, где сохранили свою религию и культуру по сей день. Сейчас они известны под именем парсов, на территории современной Индии и сегодня есть немало зороастрийских храмов, так и приверженцев этой религии, настоящих потомков древних персов.

И в завершение интересный документальный фильм о древней Персии – «Персидская империя – империя величия и богатства».

Изображение - Персы 5698731685
Автор статьи: Артем Щетинин

Здравствуйте. Меня зовут Артем. Я работаю ветеринаром уже более 9 лет. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи и дать ответы на самые часто задаваемые вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.4 проголосовавших: 97

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here